Концентрация духов обозначает концентрацию ароматических веществ в растворе, в роли которого обычно выступает этанол или смесь воды и этанола. Хотя существуют четкие рекомендации по концентрации ароматических веществ, разные парфюмерные бренды выпускают духи с различной концентрацией, тем самым усложняя классификацию парфюмерной продукции. Всего же в парфюмерной индустрии существует три основных категории ароматов и множество побочных концентраций.

Extrait de Parfum: чистый парфюм или духи

Самая большая концентрация ароматических веществ, составляющая от 15 до 40%. Согласно данным IFRA (международной ассоциации по душистым веществам),  обычно концентрация ароматических веществ ближе к 20%, чем к 40%.

Духи выпускаются в очень маленьком флаконе и, как правило, стоят достаточно дорого. Высокая концентрация означает стойкость аромата – духи гораздо дольше остаются на коже, хотя и звучат приглушенно (в особенности это характерно для классических духов типа Guerlain Mitsouko или Guerlain Shalimar).

Исторически все ароматы выпускались в концентрации Extrait de Parfum: парфюмеры смешивали ароматические вещества, проверяя конечное звучание аромата, а затем разбавляли смесь, добиваясь меньшей концентрации.

Eau de Cologne: одеколон - исключение из правил

Когда в конце XIX столетия в парфюмерной индустрии произошла настоящая революция, вызванная появлением синтетических ингредиентов, парфюмерные дома начали предлагать новую версию своих ароматов - Eau de Cologne, более легкую (концентрация ароматических веществ в одеколоне традиционно составляет не более 5%), в большом флаконе и, разумеется, более дешевую.

Очень часто – как, например, в случае с Guerlain, винтажными ароматами Dior и Chanel первой половины двадцатого столетия – такие одеколоны отличались измененной композицией, содержащей больше ярких верхних нот.

Eau de Toilette (EDT): туалетная вода

Концентрация ароматических веществ от 5 до 15%. Исторически туалетная вода была более «бюджетной» версией духов – для тех, кто не мог позволить себе дорогостоящий парфюм. Впрочем, с течением времени популярность туалетной воды оказалась едва ли не больше популярности оригинальных духов – парфюмерные бренды начали выпускать туалетную воду во флаконах разного объема, облегчая выбор, а удобная конструкция флакона с распылителем позволила пользоваться туалетной водой даже на ходу, что для современных женщин оказалось немаловажным фактором.

Если Extrait de Parfum предназначен для вечера, то более легкая версия аромата туалетной воды идеально подходит для дня.

Eau de Parfum (EDP): парфюмированная вода

В восьмидесятые годы XX века особую популярность приобрела новая версия духов - Eau de Parfum или парфюмированная вода. Первым ароматом, изначально выпущенным именно в концентрации парфюмированной воды, а не духов, был Chanel Coco, созданный парфюмером Жаком Польже. В угоду новому поколению Польже работал над созданием аромата яркого, интенсивного, заметного издалека. Спрос на такие ароматы и привел к рождению новой категории - Eau de Parfum: концентрация ароматических веществ в парфюмированной воде составляет порядка 15% (от 10 до 20%), звучание такого аромата очень интенсивное, а стойкость очень велика.

Некоторые ароматы могут быть совершенно разными по звучанию в разных концентрациях.

Так, например, туалетная вода Chanel Cristalle – яркий цитрусовый аромат с легкой шипровой базой, а парфюмированная вода – насыщенный цветочно-шипровый аромат с ярко выраженной нотой жимолости. Аромат Yves Saint Laurent Paris более пудровый и свежий в концентрации туалетной воды, но гораздо слаще и интенсивней в концентрации парфюмированной воды.

В редких случаях разная концентрация фактически означает совершенно разные ароматы.

В ситуации с ароматом Rykiel Women (Not for Men!), например, туалетная вода – яркий и сладкий фруктово-цветочный аромат, а парфюмированная вода – совершенно иной, чувственный мускусный аромат с аккордами кожи.

Прочие концентрации ароматов

Помимо трех основных категорий, существует множество различных концентраций, превращающих классификацию ароматов в непростую задачу.

Так, например, некоторые парфюмерные бренды вместо понятия Eau de Parfum используют понятие Parfum de Toilette (PDT) – это та же самая парфюмированная вода, может быть, с немного большей концентрацией ароматических веществ (порядка 20%) и более стойкая. В восьмидесятые годы таким термином пользовался дом Guerlain, в девяностых отказавшийся от обозначения Parfum de Toilette (PDT) в пользу стандартного термина Eau de Parfum.

Esprit de Parfum - термин, использующийся достаточно редко.

Нечто среднее между духами и парфюмированной водой, Esprit de Parfum содержит почти 30% ароматических веществ. В основном термин Esprit de Parfum использовался домом Christian Dior в восьмидесятые годы XX века.

Так, знаменитый Dior Poison изначально выпускался в концентрации Eau de Cologne и Esprit de Parfum (помимо, разумеется, собственно духов), и лишь затем дом Dior отказался от этих версий в пользу стандартных – туалетной воды и парфюмированной воды.

Perfume Mist, Brume de Parfum, Voile de Parfum, Eau Parfumee, Eau Sans Alcohol (или «парфюмированная дымка») – самая легкая разновидность парфюмерных продуктов.

Концентрация ароматических веществ составляет не больше 3-8%, а в качестве растворителя обычно не используется спирт.

Появление такой концентрации исторически было обусловлено двумя причинами.

  • Во-первых, производители вынуждены были отказаться от спиртов, чтобы исключить побочные эффекты при попадании парфюмированной дымки в глаза (а такие продукты используются и для придания приятного аромата волосам, и как отдушка для тела).
  • Во-вторых, в девяностых, с ростом популярности гипоаллергенных косметических и парфюмерных продуктов, парфюмерные бренды вынуждены были предложить не фототоксичные версии своих ароматов, которые можно было бы носить, к примеру, на пляже под открытым солнцем.

Некоторые ароматы специально были созданы именно для такой цели – например, Dior Bronze Sweet Sun, изначально выпущенный в концентрации Eau de Bienfait и вошедший в линию солнцезащитной косметики Dior Bronze.

Татьяна Смирнова