парфюмерия

Шипровые ароматы: дела давно минувших дней

137 300Шипровые ароматы – одна из самых старых категорий в парфюмерии. Свое начало название «шипровый» берет от французского «chypre» - так европейцы называли греческий остров Кипр, где столетиями, начиная со Средневековья, создавались тяжелые, почти ориентальные ароматы с нотами лабданума, стиракса (лекарственного растения) и аира, позднее перекочевавшие в Италию, а затем и во Францию. Несколько лет назад на Кипре была обнаружена древняя фабрика по производству духов, построенная за две тысячи лет до нашей эры. В то время процветала морская торговля между Грецией и Египтом, и, предположительно, именно египтяне привезли в Грецию традиции создания духов. В давно опустевших медных и глиняных сосудах исследователи обнаружили следы бергамота, мха, лавра, мирта и корицы. Современная парфюмерная формула шипровых ароматах строится, по большому счету, именно на этих нотах.

Давно доказано, что первые шипровые ароматы изготавливались на Кипре в XII веке нашей эры – в основном из смол лабданума и местных ароматных трав и цветов.

В XIV столетии к парфюмерной композиции начали добавлять дубовый мох, а в старинном манускрипте, датированном 1777 годом, указаны уже две парфюмерных формулы для шипровых ароматов – с нотами дубового мха, мускуса, цибета, различных смол и цветов.

Ключевые ингредиенты парфюмерной композиции современных шипровых ароматов – это, в первую очередь, дубовый мох, пачули, лабданум, шалфей или дягиль с цветочными аккордами сердца (розой, жасмином) и яркими, свежими, легкими верхними нотами бергамота или лимона.

Парфюмерная композиция шипровых ароматов оставалась неизменной на протяжении тысячелетий – до появления в парфюмерной индустрии в конце XVIV и начале XX веков синтетических молекул.

 «Законодателем» моды на шипровые ароматы в современной парфюмерной индустрии стал Франсуа Коти, в далеком 1917 году создавший легендарный аромат Coty Chypre. Появление Coty Chypre ознаменовало небывалый всплеск популярности шипровых ароматов (пик популярности пришелся на период с середины сороковых по середину шестидесятых годов XX века) и спустя всего два года вдохновило Guerlain на создание культового аромата Mitsouko. Более того – хотя вплоть до Первой мировой войны духи оставались явлением скорее эксклюзивным, Coty Chypre стал, фактически, первым «массовым» ароматом.

Франсуа Коти, как оказалось, был не только величайшим парфюмером, но и гениальным бизнесменом: «Дайте женщине лучший продукт, который вы можете создать, в идеальном, простом, но элегантном флаконе, продавайте его по разумной цене, и вы увидите рождение бизнеса, какого не видывал свет», писал он.

История шипровых ароматов

Интересно, что Франсуа Коти был не первым парфюмером, использовавшим название Chypre для своих духов: еще в 1909 году французский дом Guerlain выпустил аромат под названием Chypre de Paris, а в 1912 году за ним последовал Chypre d'Orsay. Тем не менее, основоположником традиции создания шипровых ароматов все равно считается Франсуа Коти, поскольку именно Coty Chypre ждал невиданный ранее коммерческий успех.

Шипровые ароматы, наряду с ароматами табачными и ориентальными, в эпоху двадцатых-тридцатых годов стали одним из характерных признаков времени.

Мода на восточную экзотику, эмансипация, первая волна борьбы женщин за независимость, появление в женском гардеробе брючных костюмов – все это определило и тенденции развития парфюмерной индустрии.

Экзотические шипровые ароматы полюбили самые самые яркие и независимые законодательницы моды двадцатых годов, и все новые представители семейства шипровых начали появляться один за другим.

В 1924 году дом Chanel представил шипровый, с аккордами кожи Cuir de Russie, в 1925 свет увидел Le Chypre от Molinard, в 1933 начались продажи Sous le Vent от дома Guerlain.

К сожалению, первый всплеск популярности шипровых ароматов оказался кратковременным – Великая депрессия пошатнула экономическое сообщество, и на смену экзотическим шипровым пришли ароматы более практичные. Впрочем, в портфолио практически каждого известного парфюмерного бренда в период с 1919 по 1949 годы можно обнаружить если не несколько, то хотя бы один шипровый аромат. Очевидно, популярность шипровых оказалась настолько большой, что создание собственных шипровых духов для парфюмерных гуру быстро превратилось в условие необходимое.

Стараниями парфюмеров классическая шипровая формула постоянно претерпевала изменения – к традиционному шипровому аккорду добавлялись ноты цветов (розы, жасмина, гвоздики, герани), которые делали резкий аромат более женственным.

Вторая мировая война и возвращение шипровых ароматов

Почти забытую во времена Второй мировой войны категорию шипровых ароматов вернул к жизни никто иной, как Эдмонд Рудницка – гениальный парфюмер, создатель легендарного Chanel №5. В 1944 году он создал изысканный фруктово-шипровый аромат Femme, ставший свадебным подарком кутюрье Марселя Роша его юной красавице-невесте. В том же году на свет появился и шипровый с аккордами кожи Bandit, созданный Жерменом Селлье для дома Robert Piguet – куда более провокационный и чувственный, чем романтический Rochas Femme, построенный на интенсивных нотах ветивера и пачули с аккордами кожи и мха.

После Второй мировой войны началось подлинное возрождение категории шипровых ароматов – стараниями Carven и Christian Dior. Первым поствоенным шипровым ароматом стал Ma Griffe, очень сухой, пудровый и пряный аромат, созданный Жаном Карлем для дома Carven. Строгость и даже некая чопорность Ma Griffe обеспечила семейству шипровых особую популярность у совершенно новой аудитории. Шипровыми ароматами начали пользоваться работающие женщины в послевоенную эпоху, интеллигентные, серьезные, самостоятельно зарабатывавшие средства на жизнь – по контрасту с «эмансипе» эпохи двадцатых.

В 1947 году, одновременно с легендарной коллекцией New Look, дом Christian Dior выпустил шипровый аромат Miss Dior, мгновенно ставший одним из самых популярных ароматов десятилетия. Провокационный шипровый аккорд парфюмеры Dior смягчили традиционно женственными цветочными нотами гардении, нарцисса, ландыша, свежими зелеными аккордами альдегидов и гальбанума. А в 1961 году Гай Роббер создал для французского дома Hermes еще один известнейший аромат семейства шипровых – Caleche, в изысканной, очень французской парфюмерной композиции которого удивительно гармонично сочетались цветочные и шипровые аккорды.

Шипровые: новая история

Шестидесятые оказались для парфюмерной истории очередной эпохой переворотов. Несмотря на популярность в начале шестидесятых мягких пудрово-цветочных и альдегидных ароматов, к середине десятилетия основным трендом в парфюмерной индустрии стал своеобразный примитивизм. Мэри Куант и ее мини-юбки, The Beatles, расцвет движения хиппи, война во Вьетнаме – общественные движения и преобразования не могли не сказаться на индустрии парфюмерии, и сообщество парфюмеров обратилось к нарочито простым композициям, порой состоявшим из единичных нот.

Период забвения для шипровых ароматов оказался не столь долгим – уже в семидесятых они вновь вернулись в моду. Очередной старт моде на шипровые ароматы дал французский дом Chanel, выпустивший аромат Chanel №19. Над парфюмерной композицией Chanel №19 работал Анри Робер вместе с самой Габриэль Шанель, которая от начала до конца контролировала процесс создания аромата. Хотя традиционно Chanel №19 классифицируется как цветочно-зеленый аромат, в разных концентрациях он звучит совершенно по-разному.

Отчетливое напоминание о шипровой формуле – туалетная вода Chanel №19, более сухой, с характерными резкими нотами ветивера и ириса запах. Создание Chanel №19 повлекло за собой грандиозную лавину шипровых ароматов – сухих, строгих и рассчитанных на настоящую женщину семидесятых, женщину, которой, как заявляли феминистки тех времен, мужчина был нужен «так же, как рыбе велосипед».

Легендарный аромат Diorella был еще одним ароматом, созданным Эдмоном Рудницка для Dior и до сих пор остающимся культовым. Создание Diorella было вызвано набирающим обороты трендом, принесшим популярность заимствованию мужского стиля женщинами – которые начали не только носить одежду с мужским кроем, но и пользоваться ароматами традиционно мужскими.

Diorella стал более женственной версией еще одного творения Рудницка для того же Dior – аромата Eau Sauvage. Слишком свежий благодаря верхней ноте лимона и фруктово-зеленым нотам сердца для того, чтобы быть действительно чувственным, Diorella, тем не менее, своей сдержанной элегантностью привлек новых феминисток – женщин, носивших брюки и стремившихся к завоеванию места под солнцем наравне с мужчинами.

Именно для таких женщин в 1973 году был создан знаменитый аромат Revlon Charlie, в рекламе которого впервые за всю историю рекламной индустрии появилась женщина в брюках. Образ женщины, которой не нужен мужчина для того, чтобы быть успешной – образ, отраженный и в парфюмерии, и в рекламе – стал действительно революционным.

Отражением тенденции стали и другие ароматы, появившиеся в начале семидесятых – Clinique Aromatics Elixir, Estee Lauder Alliage, Estee Lauder Private Collection и, наконец, представленный в 1975 году, в эпоху расцвета «Студии 54» Halston. Интересно, что одним из немногих шипровых ароматов для мужчин в это время стал Givenchy Gentleman, представленный в 1974 году аромат с нотами ветивера, кожи и полыни, воплощение классической мужской шипровой композиции.

Наступившие восьмидесятые принесли с собой моду на пряные ориентальные ароматы: новую эпоху в развитии парфюмерии ознаменовал культовый Yves Saint Laurent Opium, за которым последовали многочисленные и бесконечно успешные образчики ориентальной парфюмерии – от Calvin Klein Obsession, выпущенного в 1985 году, до серии Christian Dior Poison.

Разумеется, окончательно шипровые ароматы не исчезли – однако стали явлением более нишевым. На протяжении восьмидесятых созданием шипровых ароматов занимались и известнейшие бренды: французский дом Emanuel Ungaro в 1982 году представил аромат Diva, итальянский бренд La Perla одноименный аромат выпустил в 1986 году, а Estee Lauder в 1988 году порадовал поклонниц шипровым Knowing.

К началу девяностых ситуация в парфюмерном мире вновь поменялась – на прямо противоположную: возвращение мира моды к минималистскому стилю и лаконичность во всем обеспечили и очередное возвращение шипровых ароматов, ставших в девяностые чуть более сладкими, фруктовыми. Именно таким, например, оказался шипровый Yvresse от Yves Saint Laurent и выпущенный в 1994 году домом Nina Ricci аромат Deci Dela.

Впрочем, очередного взлета популярности не произошло: с середины девяностых шипровые ароматы остаются очень старой, «заслуженной», но очевидно недооцениваемой современными парфюмерными брендами категорией.



Вау!
Как и с чем носить слипоны - много фото
Как и с чем носить слипоны - много фото

Слипоны, мягкие туфли на толстой подошве, похожие на кеды без шнурков, черные, белые, синие, в цветочек, носят с джинсами, шортами,...

Ещё на True-Lady:
Женские ароматы на осень 2015 – самые новые модные духи
Женские ароматы на осень 2015 – самые новые модные духи

Парфюмерные новинки, которые выйдут к осени 2015, к вящему разочарованию многих, не блещут новизной и оригинальностью. Однако при ближайшем рассмотрении...

Женские духи, которые пахнут Новым годом и Рождеством
Женские духи, которые пахнут Новым годом и Рождеством

Новый год и Рождество – праздники, которые вызывают массу ассоциаций. Именно поэтому духи, которые женщины выбирают к этим праздникам, должны...

Сандал или перец: мужские духи, от которых девушки сходят с ума
Сандал или перец: мужские духи, от которых девушки сходят с ума

Мужская парфюмерия существует для того, чтобы нравиться женщинам, вызывать у них радость, влюбленность и, если повезет, эмоциональную зависимость. Но вот...

Женские духи на осень 2014: ароматы тепла и зрелости
Женские духи на осень 2014: ароматы тепла и зрелости

Жасмин, пачули, мускус: осенью 2014 года женские духи откажутся от инфантильности и сладости; аромат на осень – по-настоящему модный, а...