Семейный бизнес – явление в современном мире исключительно редкое. Крупнейшими парфюмерными, модными, ювелирными домами сегодня управляют не отпрыски основателей, а успешные топ-менеджеры, и даже дому Hermes, едва ли не единственной семейной династии в мире моды, все сложнее становится отражать атаки холдинга LVMH, пытающегося скупить акции Hermes. Одно из немногих исключений из правила – бренд Creed, «парфюмер королевских семей», единственная в мире парфюмерная компания, управление которой и по сей день передается по наследству от отца к сыну. Хотя сегодня Creed и заявляет, что изготавливает духи королей вот уже два с половиной века, на самом деле основатель бренда и не предполагал, что его потомки будут заниматься созданием парфюмерии. История династии Creed началась с мелкого швейного ателье, основанного в Лондоне в далеком 1760 году.

На первый взгляд может показаться, что история Creed чем-то схожа с историей дома Guerlain – сегодня также считающегося одним из старейших парфюмерных брендов. Однако в случае с Guerlain история становления парфюмерной династии очевидна: один за другим члены семьи Герлен создавали все более успешные ароматы, постепенно поднимаясь к вершинам парфюмерного Олимпа. А вот история Creed скрыта завесой тайны – доподлинно известно лишь, что, начиная с 1760 года, Джеймс Генри Крид, основатель Creed, занимался пошивом одежды. И, хотя в портфолио Creed немало ароматов, созданных еще в XVIII и XIX веках, на деле настоящая известность в мире парфюмерии пришла к Creed только в восьмидесятые годы XX века.

Пробел длиной почти в два века не может не возбуждать вопросов – тем более, что представители Creed охотно делятся информацией о том, как еще в девятнадцатом столетии семейство Крид занималось изготовлением парфюмерии для королевских семей. На деле же никаких свидетельств о том, что Creed действительно выпускал духи для королевских дворов в XIX веке, не существует.

Успех Creed как ателье по пошиву одежды, между тем, хорошо задокументирован: доподлинно известно, что основатель Creed Джеймс Генри Крид добился немалых успехов на поприще создания модной одежды, поэтому к середине XIX века Creed уже одевал лондонских дэнди и шил одежду для самой королевы Виктории.

В середине XIX века штаб-квартира Creed была перемещена в Париж – после того, как одной из клиенток бренда стала императрица Франции Евгения, пожаловавшая Creed статус официального поставщика королевского двора.

Для своих настоящих – или, может быть, мнимых – королевских клиентов Creed занимался изготовлением и парфюмерии. Еще в 1781 году – предположительно, для короля Георга III – домом Creed был создан аромат Royal English Leather, а для французской императрицы Евгении несколькими десятилетиями спустя парфюмеры Creed создали аромат Jasmin Imperatrice Eugenie, выпускающийся и сегодня.

 Впрочем, действительно ли духи у Creed заказывали члены королевских семей Европы – вопрос спорный: исторических свидетельств этому нет, хотя представители Creed с пеной у рта утверждают обратное. Более того – многие ароматы, которые Creed выпускает сегодня и которые, предположительно, парфюмеры бренда создали еще в XVIII и XIX столетиях для каких-либо известных персон, попросту не могли существовать до конца XIX века – а точнее, до восьмидесятых годов девятнадцатого столетия, когда в индустрии парфюмерии для изготовления духов начали применяться синтетические молекулы.

Creed: первая парфюмерная слава

История Creed как парфюмерного бренда началась, по большому счету, уже в XX веке – и клиентами Creed, действительно, стали члены королевских семей и признанные звезды Голливуда. Так, например, в 1956 году принц Монако Ренье III заказал у парфюмеров Creed эксклюзивный аромат Fleurissimo для своей будущей супруги Грейс Келли.

Поклонниками парфюмерии Creed были многие легенды Голливуда. Дуглас Фрэбенкс, к примеру, больше всего любил аромат Creed Citrus Bigarrade (созданный, предположительно, в 1901 году), Фрэнк Синатра был большим поклонником Creed Bois du Portugal, а Эррол Флинн - Creed Bois de Сedrat. Некоторые ароматы создавались Creed специально для знаменитых клиентов: в 1965 году свет увидел Creed Aubepine Acacia, созданный для Брижитт Бардо, в 1968 году – Creed Irisia, созданный в честь Софи Лорен.

{putitem-image /Больше о парфюмерии/ 137, 167, 152, 155}

Оливье Крид, в 1975 году возглавивший бренд Creed, оказался настоящим гением – не столько парфюмерии, сколько маркетинга. Именно стараниями Оливье, представителя шестого поколения семьи Крид, бренд Creed моментально обрел известность в мире парфюмерии и начал использовать дату основания как оружие – чем с успехом занимается и по сей день. Оливье Криду нельзя отказать в прозорливости – именно он развил традицию сотрудничества со знаменитостями, многие из которых публично объявляли о своей любви к парфюмерии Creed в многочисленных интервью.

Настоящим прорывом для Creed оказалась середина восьмидесятых – Оливье Крид при помощи парфюмера Пьера Бурдона создал аромат Green Irish Tweed, мгновенно ставший хитом продаж и завоевавший внимание знаменитостей. Green Irish Tweed был создан в 1985 году и посвящен Кэри Гранту – легенде «золотой эпохи» Голливуда, скончавшемуся годом позднее.

Интересно, что для Пьера Бурдона, соавтора Green Irish Tweed, аромат Creed оказался скорее своеобразным экспериментом – гораздо позднее, уже в девяностых, Бурдон создал очень похожий Davidoff Cool Water. Помимо Green Irish Tweed, Оливье Крид выпустил и ряд других, не менее успешных ароматов - Millesime Imperial, Silver Mountain Water, Spring Flower, Himalaya, Original Vetiver.

Секрет современного успеха Creed – не столько в сотрудничестве со знаменитостями, сколько в грамотном упоминании имен звезд в нужный момент.

Так, например, созданный в 2005 году Оливье Кридом Love In White получил неофициальное прозвище «аромат Белого дома», поскольку его, предположительно, носят две известные женщины США – супруга экс-президента США Лора Буш и нынешняя Первая леди США Мишель Обама.

На деле же с уверенностью причислить их к поклонницам парфюмерии Creed невозможно – известно лишь, что Лора Буш действительно получила в подарок от Creed флакон духов Love In White, а уж пользуется ли она ими, нельзя сказать точно. В 2006 году Creed вновь прибегнул к испытанному ранее приему – отправил в подарок Кейт Миддлтон, тогда еще подруге британского принца Уильяма, самый первый флакон новых духов Creed Royal Ceylan.

Сегодня Creed занимает позицию нишевого парфюмерного бренда и занимается созданием парфюмерии эксклюзивной – активно пользуясь своей богатой историей как оружием для создания имиджа «королевского» парфюмерного дома. Новинок у Creed не так уж много – в год парфюмерный бренд выпускает лишь один-два новых аромата. Общее количество ароматов в портфолио бренда определить невозможно: согласно одним источникам, за всю историю своего существования Creed выпустил всего шестьдесят с небольшим ароматов, а по другим данным – более двух сотен разнообразных наименований духов.

Татьяна Смирнова