Современная парфюмерия во многом полагается на унисекс: традиционные «женские» и «мужские» ноты сегодня утратили свои изначальные значения и одинаково часто используются при создании и мужских, и женских ароматов. Одна из таких нот – нота ветивера, на заре XX столетия считавшаяся сугубо мужской, однако затем определившая серию знаменитых женских ароматов.

Основоположником моды на женские ароматы с нотой ветивера можно назвать парфюмера Эрнеста Бо, создателя культового аромата Chanel №5.

Именно он, отказавшись от традиционного букета женственных цветочных нот, добавил в парфюмерную композицию Chanel №5 древесную ноту ветивера в сочетании с иланг-илангом и мускусом.

В результате Chanel №5 произвел настоящую революцию в мире парфюмерии и фактически дал начало новой эре изысканных, женственных, но не банально-цветочных ароматов.

После появления Chanel №5 ветивер стал одной из самых модных нот в женской парфюмерии.

Жанна Ланвин убедила парфюмера Андре Фрейсса, создателя Lanvin Arpege, добавить в парфюмерную композицию еще более ярко выраженную ноту ветивера. За Lanvin Arpege последовали другие ароматы с ярким аккордом ветивера – Millot Crepe de Chine, Guerlain Djerdi.

 В 1935 году Люсьен Лелон создал Indiscret – один из любимых ароматов Марлен Дитрих, изысканное сочетание декадентской роскоши цветочных аккордов и древесных нот с акцентами ветивера.

Благодаря взлету популярности стиля унисекс в тридцатые годы ароматы с нотой ветивера пользовались особой любовью у покупателей – например, классический Colonia от Aqua di Parma с древесно-ветиверовыми нотами носили и мужчины (одним из поклонников аромата был Кэри Грант), и женщины (например, Ава Гарднер).

Ароматная эмансипация

Возвращение на парфюмерный Олимп шипровых ароматов после Второй мировой войны окончательно закрепило позиции ветивера как непременного компонента женских ароматов.

Поствоенная эпоха принесла с собой новые роли для женщины – самостоятельной, не привыкшей полагаться на помощь мужчины. Эмансипация отразилась и в новых ароматах: Robert Piguet Bandit и Carven Ma Griffe с аккордами ветивера стали настоящим символом эпохи сороковых и начала пятидесятых, а появившийся в 1964 году Yves Saint Laurent Y надолго остался стандартом классических женских шипровых ароматов с отчетливой нотой ветивера.

Самым же необычным оказалось использование ноты ветивера в сочетании с альдегидами – модное течение в парфюмерии шестидесятых и семидесятых годов. Создатели культового аромата Yves Saint Laurent Rive Gauche (1971) объединили ноту ветивера с цветочными аккордами, как и создатели Paco Rabanne Calandre, появившегося двумя годами ранее.

Наилучшим примером такого сочетания оказался еще один знаменитый аромат – Chanel №19, в котором базовая нота ветивера обеспечивает глубину и полноту звучания верхним нотам и нотам сердца.

«Просвечивающий» сквозь верхние ноты аккорд ветивера можно распознать и в других канонических ароматах – Chanel Cristalle (1974) и Dior Diorella, своеобразной зелено-фруктовой шипровой композиции, созданной для французского бренда легендарным парфюмером Эдмоном Рудницка.

Эпоха восьмидесятых с ее новым образом женщины властной, добивающейся успеха наравне с мужчинами, привела к возвращению шипровых ароматов с уже практически обязательной нотой ветивера. Это и знаменитый Knowing от Estee Lauder (1988), и гармоничное сочетание нот розы и ветивера в Emanuel Ungaro Diva.

Парфюмеры использовали ноту ветивера для создания некоего баланса – как, например, в случае с ароматом Estee Lauder Beautiful, где акценты ветивера уравновешивают интенсивный аромат белых цветов. Аналогичного подхода придерживались и создатели знаменитого аромата Carolina Herrera – букет жасмина и туберозы балансирует аккорд ветивера.

В парфюмерной индустрии, как в индустрии моды, актуальные тенденции сменяют друг друга едва ли не ежегодно, но нота ветивера остается неизменно востребованной: наряду с нотой пачули, ветивер стал едва ли не единственной альтернативой успокаивающим, «земляным» нотам мха.

Впрочем, парфюмеры по-прежнему не упускают возможности поэкспериментировать с классическим ветиверовым аккордом, добиваясь порой действительно интересных результатов. Так, например, Cartier Le Baiser du Dragon получился более чем запоминающимся за счет сочетания базовых аккордов ветивера и сладковатых нот амаретто в сердце аромата. А рост популярности нишевой парфюмерии, предназначенной для женщин с нетрадиционными вкусами, сделал ноту ветивера еще более востребованной в ароматах, которые могли бы подойти и мужчинам, и женщинам – как, например, в Chanel Sycomore, Serge Lutens Vetiver Oriental, Miller Harris Vetiver Bourbon.