Показатель эротизма на протяжении более ста лет, бюстгальтер каждое десятилетие менял свой облик, адаптируясь к нравам эпохи. Будь это скромный андрогинный вариант, бюстгальтер с клетчатым принтом или соблазнительный кружевной балконет, эта деталь нижнего белья во все времена отражала менталитет и даже место женщины в социальной среде.

Еще задолго до появления первого бюстгальтера женщины прибегали к разным уловкам, которые подчеркивали красоту груди. В Римской Империи носили так называемый strophium – кусок ткани, обернутый вокруг бюста, в шестнадцатом веке дамы начали заковывать себя в удушливые корсеты, от которых смогли освободиться лишь в двадцатом столетии. У них появилась возможность не только дышать без стеснения, но и подчеркивать свою женскую сущность.

Борьба сексуальности и комфорта

Дата появления первого бюстгальтера, как, впрочем, и страна, ставшая его родиной, по сей день остаются предметами споров. Во французском словаре Larousse название «soutien-gorge», которое и обозначает бюстгальтер, появилось в 1904 году, однако предпосылки к нему возникли в восьмидесятых годах девятнадцатого столетия.

Французская модистка по имени Эрмин Кадолль набралась смелости и для одной из своих клиенток создала более удобную нижнюю одежду. Та пожаловалась ей на то, что тесный корсет – настоящее мучение при игре в теннис, и Кадолль просто разделила корсет на две части. Уже в 1900 году верхняя часть женского корсета была представлена на всемирной выставке, но, увы, казавшийся подлинным открытием в мире моды этот дерзкий предмет не обрел множества почитателей.

 

А чуть ранее в США некая Мари Тучек запатентовала предмет нижнего белья, который назвала «бюстодержателем», но и под этим именем и в другой стране он не нашел признания.

Почему же, несмотря на удобство  он был так холодно принят по обе стороны Атлантики?

С одной стороны, женщины, конечно, чувствовали себя без корсета более комфортно и могли дышать в прямом смысле полной грудью. А с другой – женщина остается женщиной, и оставить корсет, который обрисовывал соблазнительные формы даже для тех, кто объективно ими не обладал – это подвиг, на который могли решиться не очень многие. Ведь на заре своего многолетнего пути бюстгальтер не обладал теми возможностями преображения женских форм, которые присущи ему в наши дни.

Но об удобстве думали не только те, кто выступал со стороны моды. В 1903 году более гуманную версию корсета предложила француженка Гош Саро, врач и представитель Парижской Медицинской Академии. Она разделила его на две части с опорой на бедра. Это был еще один шаг в сторону комфорта, здоровья и красоты.

Создание первого бюстгальтера, приближенного к тому, как эта деталь гардероба выглядит сегодня, приписывают американке Мэри Фелпс Джейкоб в 1913 году. Согласно известной истории, она должна была явиться на светский прием в тонком платье с открытой спиной, которое она купила специально для этого мероприятия.

Но корсет надеть под него не представлялось возможным, поэтому за несколько часов до выхода Джейкоб создала импровизированную версию лифчика, соединив между собой два носовых платка, которые были закреплены на фигуре с помощью розовой ленты. Эту концепцию использовала компания Warner Brothers Corset Company, которой идея была продана уже год спустя за $1,500.

Театр миниатюр

Двадцатые годы прошлого века были обозначены как время эмансипированных женщин, которые к тому времени уже освободились от корсета, но продолжали подчеркивать свою женственность, пересмотрев свой взгляд на нее.

Платья и волосы заметно укоротились, образ стал более практичным и свободным. В почете была именно маленькая грудь, поэтому особенной необходимости в ее поддержании и зрительном увеличении объема не было. Даже наоборот – бюстгальтер порой представал в виде ленты, которая «упаковывала» грудь, делая ее более аккуратной, миниатюрной. Чуть позже, в конце тридцатых годов, мода все же вернулась к более традиционному понятию женственности – тогда были придуманы мягкие вставки в чашечки и введена система размеров (A, B, C, D и далее).

История бюстгальтера - женская форма

Сороковые и пятидесятые годы стали расцветом женственности, что особенно заметно по фильмам той эпохи. В 1943 году для съемок фильма «Вне закона» миллиардер Говард Хьюз предложил новый вид бюстгальтера. В нем были использованы жесткие «косточки», которые делали грудь упругой и остроконечной. В этом скандально известном бюстгальтере в картине снималась голливудская звезда Джейн Рассел. Говорят, и не без причины, что именно ее роскошные формы во многом обеспечили фильму популярность.

После войны в моду вошли чувственные женские фигуры, подчеркнутые формы, высокая грудь, крутые бедра, которые демонстрировали такие дивы как Мэрилин Монро, Софи Лорен, Элизабет Тейлор.

И, конечно, женщины всего мира хотели подражать первым красавицам, пытаясь приблизить свои формы к идеальным.

Появился стиль pin-up, который нарочито подчеркивал прелести женской фигуры – тонкую талию и соблазнительную грудь. И если до этого бюстгальтер закрывал грудь, то с пятидесятых годов он стал более откровенным, приоткрывая верхнюю часть бюста и приподнимая его так, как это когда-то делал позабытый душный корсет.

Открытый бюстгальтер, делающий грудь выше и объемнее в 1956 году предложила старейшая французская бельевая марка Lejaby, и модель пользовалась огромной популярностью в Голливуде.

Веселая практичность

В шестидесятые годы мода сделала очередной виток и прежние представления о том, что считается сексуальным, и как выглядит стильная женщина, претерпели сильные изменения. В моду вошли прямые силуэты (стиль брендов Courrèges и Balenciaga стал наиболее актуальным), четкие контуры, яркие цвета, короткие стрижки, мини-платья, плоские подошвы и юношеский задор. Его олицетворяла тогдашняя икона стиля – супермодель Твигги, на которую мечтали быть похожими множество девушек. И образ, которые был наиболее желанным для молодых модниц, мало сочетался с притягательными формами, которые были фаворитами в пятидесятые.

В шестидесятые девушки стали носить жизнерадостные цвета, которые не обошли не только купальники, но и традиционное нижнее белье. В моду шагнули принты – горошек, клетка, сочетания смелых цветов и более удобные материалы. В этот период на рынке появилось белье с эластаном, который ввела марка Lycra.

И тогда же бельевой бренд Playtex совершил новую революцию – предложил женщинам носить бюстгальтер без металлических «косточек». Это была модель, известная под именем Coeur Croisé, закрывающая грудь, но прекрасно поддерживающая ее, создавая объем и форму.

Бунт против женственности

Конец шестидесятых и семидесятые, ставшие эпохой сексуального раскрепощения в Европе, снова исключили бюстгальтер из дамских фаворитов. Француженка Соня Рикель начала выпуск своих первых, ставших впоследствии легендарными, свитеров из трикотажа. В бунтующем 1968 году парижанки, охваченные революционными настроениями, стали носить их на обнаженное тело, отказавшись от бюстгальтеров, которые сжигались на кострах. Таким провокационным способом феминистки выражали свое недовольство дискриминацией по половому признаку, а этот предмет нижнего белья, который служил верой и правдой не одному поколению женщин, наряду с другими дамскими хитростями, попал в опалу.

Менее радикально настроенные «шестидесятники», которые хотели продолжать наслаждаться своей принадлежностью к прекрасному полу, обратились к творениям Эммануэль Кан. Она предложила очень удобные бюстгальтеры из легких материалов, чем и покорила своих клиенток.

Эра гламура: 80-е и дальше

Восьмидесятые годы, которые стали одним из самых ярких и спорных в моде, не могли не затронуть своей провокационностью и бельевой сегмент. Это было рождение новой сексуальности, которое произошло благодаря марке Chantal Thomass.

Бюстгальтер благодаря ей стал не просто предметом нижнего белья – он превратился в фетиш, составляющую гламурного образа, символ неприкрытого женского эротизма.

Теперь кружева, атлас, прозрачные материалы – это не черты белья из секс-шопа, а те детали, которые делают женщину еще более соблазнительной и желанной.

В девяностые годы, после того как сексапильность прочно вошла в моду, стали появляться марки, предоставляющие женщинам большой выбор нижнего белья, самая яркая из которых – Agent Provocateur. Все границы были сняты, больше не было провозглашения того или иного стиля бюстгальтера, олицетворяющего эпоху. Женщины получили возможность носить ту модель, которая подходит лично их фигуре, запасаясь разными вариантами для разных случаев.

Более того, бюстгальтеры были распределены по разным категориям, в том числе и ценовым. Если на заре своего становления качественный и красивый бюстгальтер могли себе позволить не все, в девяностые выбор марок и моделей стал невероятно обширным, а мода в сегменте нижнего белья – более демократичной.

Эта приятная тенденция длится по сей день, достигнув апогея в «нулевые», когда с подачи смелых кутюрье нижнее белье стали носить напоказ, давая рассмотреть бюстгальтер под кружевным топом или вовсе надевая его не под, а на него. Но это уже новая история: кто-то назовет ее декадентской, другие скажут, что это апогей высокой моды, которая стирает границы и расширяет рамки дозволенного. Как бы там ни было, бюстгальтер уже никогда не потеряет того, что обрел за годы своего существования – своего права находиться в гардеробе каждой женщины, подчеркивая ее формы, служа маленькой дамской хитростью, от способностей которой вряд ли кто-то откажется.

Александра Навицкая