Ежегодно в музее Метрополитен проводится важнейшее модное событие года - Met Gala, бал, посвященный открытию экспозиции Института костюма. Кураторы выставки придумывают особую тему, которой посвящается и грандиозная красная дорожка, и сопутствующие статьи во всех модных изданиях. В 2012 году темой выставки стало творчество двух женщин-дизайнеров – Эльзы Скиапарелли и Миуччии Прады, таких разных и одновременно удивительно похожих модельеров. Ведь женщина в модном бизнесе – это не только модель на подиуме, но и двигатель процесса, источник идей и мастер воплощения.

Мадлен Шерви – первая акула fashion-индустрии

Это имя не стало нарицательным, как имя Коко Шанель или Эльзы Скиапарелли, однако без французской портнихи конца XIX века Мадлен Шерви не было бы моды в современном ее понимании. Она стала одной из первых женщин, которые лично контролировали мощные и на тот момент влиятельные модные дома, определяя вектор их развития и тенденции модной одежды сезон от сезона.

 

 

Мадлен Шерви работала в начале своей карьеры (конец 1880-х годов) портнихой в доме моды Raudnitz & Cie, но ее талант был настолько исключительным, что она в конечном итоге стала управляющей всего салона – а это более 100 сотрудников. Быть женщиной-дизайнером на сломе эпох – нелегкая задача, однако в 1905 году Raudnitz & Cie окончательно перешел в полное управление Мадлен, и она даже переименовала его в Chéruit.

Мадлен Шерви помогла начать карьеру великолепному Полю Пуаре, поддерживая его взгляд на сложные и изысканные конструкции, а дом Chéruit был одним из немногих модных салонов, которые работали во время Первой мировой войны. Дизайнер потеряла интерес к моде примерно в 1923 году, когда стали нарастать тенденции минимализма и даже аскетизма – ее богатый вкус к изысканным украшениям просто не мог вытерпеть «унылое однообразие» платьев набирающей популярность Габриэль Шанель.

Дом моды Chéruit был закрыт в 1935 году, вернее, он был выкуплен Эльзой Скьяпарелли, которая таким образом и буквально, и фигурально впитала наследие одной из самых влиятельных женщин-дизайнеров начала века.

Жанна Пакуин – сама себе маркетолог

В сообществе женщин-дизайнеров отдельно необходимо отметить Жанну Пакуин – смелую и решительную французскую портниху, которая впервые для презентации своих коллекций начала использовать современные маркетинговые приемы, начиная от публичных дефиле и красочных каталогов, заканчивая сотрудничеством с известными архитекторами и художниками.

Жанна открыла свой собственный дом мод в 1891 году, и довольно быстро стала популярной благодаря милым платьям в стиле XVIII века. Однако дизайнер не плыла по течению, а очень умело руководила процессом: она отправляла женщин, одетых в ее платья, на самые значимые светские мероприятия того времени (премьеры, скачки, приемы), где они охотно «делились» адресом портнихи, сшившей такой чудный наряд. Дальше – больше: Жанна организовала (впервые в Париже, кстати) дефиле своих моделей, на которое пригласила всех, кого только сумела вспомнить.

Ну а привлечением известных иллюстраторов того времени для создания альбома-каталога или архитекторов, чтобы оформить интерьер салона, сейчас уже никого не удивишь. Но тогда, в конце XIX века это был воистину революционный шаг.

Габриэль Шанель – та самая Коко

Эта женщина-дизайнер точно не нуждается в представлении: она уже давно переросла все рамки просто человека и превратилась в легенду. Даже больше, чем через сорок лет после смерти она по-прежнему остается влиятельной персоной в мире моды – к ее имени аппелируют, на ее авторитет ссылаются.

Благодаря Коко Шанель часть мужского гардероба плавно перекочевала в женский, а взгляд на парфюмерию изменился навсегда. Именно благодаря маленькой и едкой француженке постепенно претерпел изменения и взгляд на женскую красоту.

Дом моды Chanel и сейчас - один из самых престижных и уважаемых брендов в мире, что бы с ним не пытались сделать нынешние руководители.

Жанна Ланвин – все начинается с ребенка

Говорят, что Жанна начала шить только для того, чтобы ее дочь, ее маленькая принцесса, выглядела лучше всех соседских детей. Для женщины, которая мало того, что с детства любила шить, так еще и имела дипломы модистки и портнихи, это было не трудно… А результат не заставил себя ждать: состоятельные мамаши, соседки Жанны, забросали ее просьбами сшить такое же замечательное платье и для их принцесс.

Так и появился модный дом Lanvin, поначалу как марка детской одежды. Однако очень скоро Жанна попробовала несколько переработать модели, и получились элегантные туалеты для дам. Так появился фирменный знак Lanvin – дама, ведущая за руку маленькую девочку.

Жанна Ланвин уникальна даже как женщина-дизайнер: кавалер и офицер Ордена Почётного легиона, а созданный ею дом Lanvin и сейчас – одна из ярчайших звезд на небосклоне мировой моды.

Эльза Скиапарелли – хулиганство стилю не помеха

Шокирующая Эльза, женщина-дизайнер с удивительным чувством юмора, со смелостью и ясностью взгляда, которым могут позавидовать и многие современные гуру моды – она начинала свой путь … со свитера. Банального вязаного свитера.

Это потом были платья-скелетоны и шляпки-отбивные, потом перед ее вкусом преклонялись Марлен Дитрих и Кетрин Хепберн, а в первом десятилетии XX века Эльза была ищущей заработка матерью-одиночкой. Очень смелой и талантливой матерью-одиночкой.

Теперь это все мы называем экспериментальной и авангардной модой, а в 20-х годах прошлого века это был шок, скандал и… бешеная популярность. Идеальный крой, дружба с людьми искусства (среди которых был и Сальвадор Дали с супругой Галой), острое чувство юмора и легкость на подъем, но дом мод Elsa Schiaparelli рухнул под напором набирающего размах Кристиана Диора, а сама Эльза отошла от дел и больше не интересовалась модой.

Мадлен Вийонне – порядочность, возведенная в абсолют

Она считается одним из самых влиятельных дизайнеров XX века, именно ей приписывают введение косого кроя и популяризацию так называемого греческого силуэта. Работы Мадлен Вийонне до сих пор изучают в школах дизайна, да что там – часто ее бессовестно копируют самые именитые кутюрье!

В суровые годы начала прошлого века Мадлен Вийонне одной из первых отказалась от использования жестких конструкций, корсетов, и стремилась подчеркнуть естественные изгибы женской фигуры. Она боролась за авторские права и ввела на своих предприятиях революционную по тем временам практику – оплачиваемые декретные и по уходу за ребенком отпуска, бесплатные столовые, ясли, услуги врача и стоматолога, которые сотрудницы могли получить прямо на работе.

В 1939 году Мадлен закрыла свой модный дом, однако не перестала заниматься модой – она долгие годы работала наставником, объясняя новому поколению дизайнеров нюансы хорошего вкуса и честного отношения к жизни.

Клэр МакКарделл – покорение Америки

Это не просто одна из женщин-дизайнеров, это человек, который во многом сформировал американский образ жизни в таком виде, в котором мы привыкли представлять его сейчас.

Именно Клэр МакКарделл, простая девушка из Мэриленда, которая рано вышла замуж за техасца, была основоположником самой идеи «одеваться как американец» - стиля спокойного и удобного во всех отношениях.

Она изобрела само понятие «готовой одежды» - то есть такой одежды, которую можно было пойти и купить в универмаге, а не заказывать у швеи. Простые и уравновешенные силуэты ее моделей, экономное использование тканей, элегантные, но в то же время достаточно веселые расцветки – это стало залогом успеха бизнеса Клэр МакКарделл.

Ее влияние было настолько велико, что в 1950 году президент США Гарри Трумэн представил ее к награде Women’s National Press Club Award. Даже сейчас, более чем через полвека после ее смерти, Клэр МакКарделл называют одной из влиятельнейших женщин Америки XX века.

У Клэр МакКарделл было множество последователей:

  • Бонни Кашин, которая долгое время работала костюмером в Голливуде. Бонни расширила понятие удобства, минимизировав в своих моделях количество швов и используя синтетические материалы.
  • Барбара Хуланики, которая в середине 60-х годов прошлого века в своем магазине Biba предлагала полный ассортимент одежды для настоящей рок-звезды. Кстати, именно у нее помощницей менеджера начинала свою карьеру некто Анна Винтур.

Соня Рикель – ниточка к ниточке

Одна из самых известных женщин-дизайнеров, королева трикотажа, великая и неподражаемая Соня Рикель, начинала просто как оформительница витрин. И как-то так получилось, что вышла замуж за одного своего клиента, владельца трикотажного магазина.

Через время решила попробовать силы, напридумывала новых свитеров и создала небольшую коллекцию одежды для беременных… И проснулась знаменитой.

По стопам Сони Рикель, превратившей непритязательный трикотаж в произведение модного искусства, шли многие. Например, Кэтрин Хэмнетт – дизайнер футболок. Она никогда не желала славы кутюрье, но превратила такую обыденную и утилитарную вещь как футболка во что-то действительно яркое и необычное. В холст, на котором можно нарисовать пейзаж и портрет, в полотно, на котором уместно оставить политический манифест.

Миуччиа Прада – бизнес по-итальянски

Женщина, у которой диплом по философии, стала одним из самых известных дизайнеров в мире – как это вообще возможно? Возможно, мало того, это, как оказывается, гармоничный союз: Миуччиа Прада настолько свободна мыслями и чувствами, что создает вещи, которые задают тон развития модной индустрии. Может, это заслуга философии?

Но, вообще-то, за хрупкой внешностью и университетским образованием скрывается цепкость и хорошая интуиция – за годы в моды Миуччиа из скромного семейного бизнеса создала империю, а итальянскую фамилию Prada сделала именем нарицательным.

От нейлоновой сумочки до туфелек с крылышками – настоящий талант не остановить.

Вивьен Вествуд – панк-ремиссия

Иногда для того, чтобы стать популярной, нужно устроить скандал. Или два… Или скандалить не останавливаясь. Вивьен Вествуд привнесла в костенеющую в пафосе моду немного босяцкого шика – нечто такое, что позже историки моды, убиваясь в поисках удобоваримого определения, обозвали «гранжем».

Мятые рубашки, головокружительные платформы, клетчатые брюки, кепки, булавки, драные колготки и, конечно же, роскошные и неподражаемые драпированные платья (например, подвенечное платье Кэрри Брэдшоу чего стоит!) – кажется, этому легко и просто подражать… однако результат на выходе будет непредсказуемым.

Просто потому, что для затейливых игр с мусором нужен куда более тонкий вкус, чем присутствует у многих мэтров.

Диана фон Фюрстенберг – и снова платье!

Богатая девочка (а позже и богатая жена) из приличной семьи промышленника, которая вышла замуж почти за принца, но очень быстро с ним развелась, сумела провернуть в моде революцию наоборот: женщин, которых Коко Шанель так настойчиво одевала в брюки, она решила переодеть… снова в платья! И, самое интересное, это ей удалось. Элегантное платье с запахом, которое выигрышно смотрится на любой фигуре, стало визитной карточкой американского дизайнера Дианы фон Фюрстенберг, женщины сильной, умной и волевой.

Основываясь на опыте выживания предков (бабушки и дедушки Дианы и по отцовской, и по материнской линии пострадали от Холокоста), она ухитрилась ни с кем не поссориться, никому не перейти дорогу и … занять пост президента Американского совета дизайнеров моды. Именно от нее исходила инициатива установить нижний порог возраста моделей и не допускать до дефиле девушек со слишком маленьким ИМТ.

Следом за Дианой фон Фюрстенберг в американской моде появилась целая плеяда успешных женщин-дизайнеров – например, Каролина Эррера, Донна Каран, Вера Вонг - их, не похожих друг на друга, с разным видением стиля и красоты, объединяет некая романтическая самостоятельность, мягкая уверенность и нежная утилитарность. Они воплощают женщину XX века – ту, которая еще не превратилась в гермафродита, как ее более поздние версии, но уже окончательно покинула домострой.

Стелла Маккартни – модные права животных

Когда средняя дочь битла Пола Маккартни Стелла начала мелькать в СМИ рядом со словом «дизайнер», многие отнеслись к этому скептически. Мол, еще одна, из той самой поросли детей звезд. А ведь мы-то с вами знаем, что на детях природа обычно если не отыгрывается, то точно отдыхает! Но не тут-то было.

Стальная Стелла наплевала на мнения и рассуждения – впрочем, как всегда она это делала с детства – и просто ворвалась в мир моды. Она привнесла на подиум не просто собственный взгляд на то, что стильно и красиво, а личное отношение к жизни, мировоззрение, совесть и позиция. Стелла – вегетарианка, борец за права животных и ярая поклонница органики. Она не использует в своей работе мех и кожу (то, что причиняет животным страдания), но не отказывается от шерсти и шелка, а ее линия косметики на 100% состоит только из органических компонентов. Кроме того, Стелла более чем успешно сочетает личную жизнь и карьеру – кроме массы наград и номинаций у нее прекрасная семья и четверо детей.

И, если задуматься, сознательное отношение к жизни как нельзя лучше сочетается со стилем Стеллы – ранимой и чувствительной женственностью, так мало соответствующей пробивному характеру самой известной дочери битла.

Стелла – провозвестник нового типа женщин-дизайнеров: сильных и даже безжалостных бизнесменов, способных разорвать конкурентов в клочья, а затем вернуться домой к вечернему чаепитию. Они больше не стесняются ходить на деловые переговоры беременными, кормят ребенка грудью на работе, всегда на связи и мало интересуются мнением окружающих.

По-своему такая же Фиби Фило, одна из самых мощных женщин-дизайнеров (да что там только женщин…) на данный момент. Таковы и сестры Малливи (Rodarte), молниеносно завоевавшие сердца знаменитостей со своими не всегда однозначными платьями.